_
Файловая система ОС Unix имеет иерархическую (древовидную) структуру. В вершинах дерева находятся каталоги (используют также термины - справочники, директории), содержащие списки файлов. Эти файлы в свою очередь могут быть либо снова каталогами, либо обычными файлами, либо специальными файлами, представляющими различные устройства ввода-вывода.
/ | ----------------------------------------------------------- | | | | | | | | | | bin boot dev etc lib mnt sys . . . tmp unix usr
Kорневой каталог имеет имя "/". Он обычно содержит каталоги:
bin | для наиболее используемых команд; |
usr | каталоги и обычные файлы, содержащие информацию, привлекаемую при решении задач пользователя; |
dev | для специальных файлов, представляющих устройства (дисплеи, диски...); |
etc | для хранения команд администратора системы; |
lib | важнейшие библиотеки; |
mnt | для подключения (примонтирования) новых файловых систем; |
sys | средства для изменения конфигурации системы; |
tmp | для хранения временных файлов; |
usr | каталоги и обычные файлы, содержащие информацию, привлекаемую при решении задач пользователя. |
А также обычные (выполняемые) файлы:
unix | ядро; |
boot | загрузчик. |
Полные имена файлов будут: /bin, /usr, ..., /unix, /boot.
В свою очередь эти каталоги могут содержать каталоги следующего уровня. Например, каталог "usr", кроме прочего, содержит каталоги:
bin | хранит дополнительные команды; |
games | игры; |
include | хранит фрагменты системных программ; |
lib | хранит дополнительные библиотеки. |
полные имена этих файлов будут:
/usr/bin /usr/games /usr/include /usr/lib
Если в каталоге "/usr/include" содержится каталог "sys", который в свою очередь, содержит каталог "conf", то полное имя файла "conf" будет
/usr/include/sys/conf
Формальным признаком полного имени является то, что оно начинается со слэша ("/").
Относительное имя начинается не с "/", и определят имя относительно своего местоположения. Если (пользователь?) в данный момент находится в директории /usr файловой системы, то он может обратиться к этому же файлу по относительному имени
include/sys/confЕсть два специальных имени:
. | это "имя" текущего директория и |
.. | это "имя" родительского директория (т.е. директория, |
В качестве имени файла как правило может использоваться любая последовательность из букв, цифр и подчеркиваний. Могут использоваться и другие символы, однако ряд этих символов при использовании в имени требует специального экранирования. (Лучше не пользоваться специальными символами в именах - иногда это может привести к сложностям в обращении к таким именам, поскольку спецсимволы могут иметь в shell некоторый специальный смысл).
В ряде систем длина имени ограничивается 14-ю символами (этого ограничения желательно придерживаться для переносимости файлов), однако в других системах допускаются более длинные имена - например, до 256 символов.
В общем случае не являются обязательными и какие-то расширения в именах. Хотя ряд команд требуют наличия некоторых фиксированных расширений в именах, например расширение ".с" для исходных файлов для Си-компилятора.
КСТАТИ. В ОС UNIX большие и маленькие буквы воспринимаются как различные, поэтому "FILE", "file" и "File" - это три различных имени!
ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ. Отдельные части файловой системы могут находиться на различных физических устройствах, например, на нескольких жестких и гибких дисках (или в различных частях одного диска). Соответствующие фрагменты (поддеревья файловой системы) монтируются (присоединяются) в единую файловую систему командой mount (обычно это функция администратора системы), после чего пользователь может обращаться к любым доступным файлам, при этом в имени никак не отражается устройство, на котором файл находится или создается (т.е. никаких "A:"). |
Командный язык ОС Unix - shell оперирует с командами. Более подробно о нем разговор далее, а пока рассмотрим несколько команд работы с файловой системой.
Например, в результате выполнения команды
ls -l /usr
где ls - имя команды; -l - флаг, говорящий о том, что выдача должна быть в длинном формате; /usr -имя каталога, который надо echo. На экран будет выведено
drwxrwxr-x 2 root 2048 nov 3 12:11 bin -rwxr--r-- 1 root 861 may 11 20:11 boot drwxrwxr-x 2 root 1024 jan 9 11:55 dev drwxrwxr-x 1 root 4096 may 11 20:11 dos drw-r--r-- 3 root 4096 nov 17 12:01 include drwxr-xr-x 7 root 480 nov 17 12:30 lib
Первая строка означает, что это каталог (d-directory), где первая триада "rwx" разрешает владельцу каталога: r - читать, w - писать и х - выполнять (более точно, для файлов типа каталог w означает разрешение создавать файлы в каталоге и удалять их из него, а х разрешает доступ к файлам каталога); членам группы, в которую входит владелец, также разрешены все три операции. Последняя триада отражает права доступа прочих пользователей, которым разрешено только читать и выполнять (запрещено писать в этот файл, т.е. изменять содержимое каталога).
Далее, 2 - это число связей файла (т.е. где-то в системе есть еще одно имя, связанное с этим файлом); root - имя владельца, 2048 - число символов в файле, nov 3 12:11 - дата и время создания или последней модификации файла (3 ноября в 12-11); bin - имя файла (каталог команд).
Во второй строке указан обычный текстовый файл (boot), который прочие пользователи могут только читать.
Команда "pwd" (без флагов и аргументов) сообщает местоположение пользователя в файловой системе. С ее помощью выводится полное имя текущего каталога.
При входе в систему пользователь оказывается в определенной заранее вершине дерева. Пусть, например, это будет каталог "/usr".
Изменить местонахождение можно командой "cd <каталог>". Так можно перейти в каталог /usr/include/sys, набрав команду
cd /usr/include/sysздесь указано полное имя , или
cd include/sysздесь указано относительное имя.
Отличительный признак относительного имени - отсутствие символа "/" в начале.
Команда "cd .." осуществит переход вверх на предыдущий уровень. Из "/usr/include/sys" произойдет переход в "/usr/include", а команда "cd" (т.е. без параметров) осуществит переход в начальный директорий пользователя (т.е. директорий, в котором пользователь оказывается при входе в систему).
Создать новые каталоги можно с помощью команды
mkdir <имена создаваемых каталогов>
Так команда "mkdir err new" создаст в данном каталоге два новых каталога с относительными именами "err" и "new".
Удалить пустой (не содержащий файлов) каталог можно с помощью команды
rmdir <имена удаляемых каталогов>Удалить обычный файл можно командой
rm <имена удаляемых файлов>
Наиболее естественный для пользователя способ создания файлов - это использование текстового редактора "ed" или экранного редактора "red" (а также стандартных "vi" и "ех", или многочисленных прочих "фирменных").
В ОС Unix около 200 базовых команд - инструментальных средств, позволяющих пользователю решать многие свои проблемы, не прибегая к программированию на языках типа Си или использованию специальных пакетов.
Командой
rm файл-1можно удалить "файл-1".
Командой
rmdir файл-1можно удалить "файл-1", если это директорий, причем пустой (т.е. не содержит файлов).
Командой
mv старое-имя новое-имяможно переназвать файл.
Командой
cp старое-имя новое-имяможно скопировать файл (сохранив также старый).
Очень важна команда
chmod 755 расчет
которая превращает файл "расчет", подготовленный в редакторе, в командный, иначе "расчет" при попытке вызова не будет выполнятся. Набор цифр здесь соответствует триадам двоичных представлений восьмеричных чисел и триадам прав доступа к файлам (rwx - чтение, запись, выполнение). То есть определяет, что создатель расчета может не только выполнить или распечатать текст этого расчета, но и вносить в него изменения (7:111 - rwx). А члены группы и прочие пользователи могу только читать и выполнять, но не могут изменять этот расчет (55:101101 - r-xr-x).